Несмотря на то, что длина отечественных железных дорог исчисляется десятками тысяч километров, существует постоянная нужда в расширении их сети. Поэтому неудивительно, что разрабатываются и внедряются программы, направленные на решение этой задачи в ближайшем будущем и в перспективе. Так, в ближайшие 12–15 лет планируется построить более 20 тыс. км новых линий. Кроме того, уже имеющиеся и постоянно эксплуатируемые участки железнодорожной сети требуют модернизации и регулярной реконструкции.
В сфере особого внимания железнодорожников линии:
- социально значимые, то есть способные повысить уровень обслуживания населения страны в целом и отдельных ее регионов в частности;
- стратегические, которые предназначены для укрепления целостности транспортной системы государства;
- грузообразующие, призванные развивать значимые участки новых месторождений полезных для экономики страны ископаемых, а также перспективные промышленные зоны;
- высокоскоростные (до 350 км/ч), имеющие уже на сегодняшний день особое значение для пассажирских перевозок по железным дорогам, причем надобность в них только возрастает;
- технологические, позволяющие оптимизировать железнодорожную сеть для того, чтобы межрегиональные и хозяйственные связи могли формироваться и реализовываться быстрее и эффективнее.
На нужды железнодорожной транспортной системы работает немало отечественных предприятий, среди которых промышленные гиганты, выпускающие специализированную продукцию. Кроме того, железнодорожные предприятия приобретают и продукцию зарубежных производителей. Причем это касается не только сложного специального, но и другого оборудования, например, расходных материалов, от качества которых во многом зависит скорость, надежность и прочие показатели выполнения тех или иных производственных процессов на железных дорогах.
Для достижения желаемой эффективности развития железнодорожной сети определяются и источники финансирования для тех или иных его направлений. В настоящий момент средства поступают:
- из бюджета страны;
- от ОАО РЖД;
- от субъектов РФ;
- со стороны частных инвесторов.
Источник финансирования того или иного проекта зависит, разумеется, от основного получателя прибыли от такого вложения. Например, развитие грузообразующих линий железных дорог осуществляется за счет средств частных лиц и субъектов РФ, в социально значимые участки транспортной системы вкладываются средства из госбюджета и т. д.
[…] Железные дороги РФ: проблемы и задачи […]