В силу различных обстоятельств, пассажирам приходится оформлять возврат билетов РЖД. Это позволяет частично компенсировать затраты на несостоявшуюся поездку. На размер возвращаемой суммы влияет тип поезда и вагона, время отправления, а также наличие или отсутствие специальных тарифов для конкретного маршрута. С учётом этих факторов, можно получить обратно до 90% от первоначальной стоимости поездки.
Содержание страницы
Что нужно знать пассажирам
Пассажир имеет право сдать неиспользованный билет, не объясняя причины, побудившие его отказаться от поездки. Чем позднее он это сделает, тем меньше окажется компенсация. Однако если причиной форс-мажора послужила болезнь или тяжёлая травма, можно рассчитывать на дополнительные льготы. Важно только представить соответствующую справку из медицинского учреждения.
Основные правила возврата билетов РЖД:
- Предоплата за стандартное сервисное обслуживание, предусмотренное для всех поездов РЖД, (например, предоставление постельного белья) компенсируются полностью.
- За каждое возвращённое пассажиром место удерживается сбор. Но он не взимается с бесплатных детских билетов.
- Купе вагонов класса «Люкс» выкупаются полностью, поэтому отказаться от мест в них можно только всем пассажирам одновременно.
- Лица, пропустившие рейс по уважительной причине, могут оформить возврат в течение 5 суток на внутренних маршрутах и до 10, если планировали ехать в ближнее зарубежье: СНГ или Прибалтику. Для европейских и азиатских стран льготный период продлевается на месяц.
- Компенсация выплачивается только в пределах Российской Федерации.
- Пассажир, который не может сам сдать проездной документ, поручает это другому лицу, оформив нотариальную доверенность. Для онлайн-сервисов её потребуется отсканировать.
- Средства возвращают в том же виде, в каком они вносились – то есть наличные деньги не положат на банковскую карту и наоборот.
Невозвратный тариф
Есть категория бюджетных билетов, которые стоят дешевле стандартных на 5 – 20%, но в случае форс-мажора, деньги за них не возвращаются. Пока это – экспериментальное предложение РЖД, активное для определённых маршрутов и только в начале продаж, то есть за 90 дней до отправления. Понятно, что риск остаться без компенсации здесь очень велик.
В виде исключения, часть денег возвращается пассажирами, у которых были документально зафиксированы проблемы со здоровьем, мешавшие поездке. Либо пострадали члены их семьи, тоже собиравшиеся в путешествие. Однако из компенсации вычтут стоимость плацкарты и сбор за раннее резервирование мест. В результате экономия при покупке, может обернуться значительными потерями.
Второй возможный вариант – нарушение договора со стороны перевозчика: отмена или задержка рейса, отсутствие указанных в проездном документе мест. При таких обстоятельствах, ущерб компенсируется полностью.
Как сдать электронный билет
Расторгнуть сделку с компанией-перевозчиком можно на том же ресурсе, где были куплены билеты. Если это – официальный сайт РЖД, не придётся платить комиссию за услуги посредников. При бронировании с одного аккаунта нескольких проездных документов, разрешается одновременно сдать все или выборочно, по своему желанию.
После прохождения электронной регистрации, на возврат действуют некоторые ограничения. Его можно осуществить не позднее, чем за 1 час до начала рейса. Если поездка находится под вопросом, лучше обойтись без услуги, тогда время сдачи продлится до отхода поезда. Возврат билетов, купленных через интернет, но уже распечатанных на бланке РЖД или в терминалах самообслуживания, осуществляется только через вокзальные кассы.
Онлайн
Возврат электронных билетов РЖД через сайт производится следующим образом:
- Авторизуемся и заходим в личный кабинет, раздел «Мои заказы».
- Опускаемся в нижнюю часть страницы. Нажимаем кнопку «Обновить статус заказа».
- Далее переходим во вкладку «Оформить возврат». Сразу под нужной кнопкой красным цветом выделена краткая информация о размерах компенсации и условиях её получения. Важно: оформление онлайн возможно только при наличии электронной регистрации.
- Осталось кликнуть по надписи «Сдать билет» и процедура будет завершена.
На промежуточной станции возврат-онлайн возможен за 1 час до отправления поезда из начального пункта. Крайний срок всегда указывается на распечатке проездного документа. Далее услуга перестаёт действовать и придётся обращаться в билетную кассу вокзала. Аналогичным образом поступают, если по каким-то причинам не удаётся авторизоваться в личном кабинете, либо когда поезд уже ушёл.
В кассе
Сдать невостребованный проездной документ можно только лично. Оператору кассы предъявляют контрольный купон или номер билета и паспорт, на который регистрировалась бронь. При наличии распечатки на бланке РДЖ, ею заменяют электронные аналоги.
Если проездной документ приходится сдавать менее чем за 1 час до отправления поезда или через 20 минут после того как он ушёл, необходимо написать заявление на возврат средств. Оно позволяет получить деньги в промежутке от 3 до 12 часов после начала рейса. В этом случае, средства сразу поступают на счёт плательщика.
До отхода поезда, возврат можно сделать в любом пункте продаж РЖД, а затем только на станции отправления. Международные рейсы обслуживаются специальными кассами. Узнать подробнее о порядке сдачи проездных документов в них можно на официальном сайте РЖД.
Для скоростных поездов «Сапсан» и «Ласточка»
Флагманы российского железнодорожного транспорта предоставляют своим пассажирам особо комфортные условия. Однако при отказе от поездки, возникают некоторые трудности. Например, лица, заказавшие купе-переговорную «Сапсана» смогут вернуть только 4 билета одновременно, по одному они не принимаются.
Ограничения введены и для эконом-тарифа «Туда – обратно». Он предусматривает скидку в 20% на обратное направление. Пассажир, отказавшийся от поездки, будет вынужден оплатить эту разницу из своего кармана. Кроме того, необходимо действовать по специальному алгоритму. Сначала возвращаются обратные проездные документы. Сделку можно оформить через сайт компании-продавца. Сдать билеты «туда» разрешается только во вторую очередь, исключительно через кассу и вместе с направлением «обратно».
Ещё один спецтариф – Single, предусматривающий скидку при покупке двух смежных мест, также требует одновременного их возврата в случае необходимости. Условие достаточно жёсткое: или от поездки придётся отказаться сразу двум пассажирам, или один из них останется без компенсации.
Как сдать проездной документ, купленный в кассе
Если покупать проездные документы проще и комфортнее через интернет, то сдавать лучше в традиционных железнодорожных кассах. Это связано с рядом ограничений, касающихся электронных продаж.
- Для возврата билетов РЖД, купленных в кассе, нужны документы, по которым они приобретались. Оформить отказ без объяснения причины, возможно до 12 часов после отправления поезда.
- Сдать проездной документ разрешается в любой кассе, но на том же вокзале, где совершалась покупка.
- Если расчёт производился наличными, кассир вернёт положенную компенсацию сразу после передачи заявления и паспорта пассажира. Ждать перевода на банковскую карту придётся в течение месяца.
- Деньги зачисляются на тот «пластик», с которого списывались при покупке. Ни выдача на руки, ни перевод третьему лицу не разрешаются, чтобы избежать мошенничества.
Правила, регламентирующие порядок и условия возврата, одинаковы для бумажных и электронных проездных документов. Важно иметь при себе оригинал паспорта и, при необходимости, свидетельства о рождении ребёнка, без которых кассир не сможет оформить отказ и выдать компенсацию. Копия паспорта, даже заверенная нотариально, в этом случае недействительна.
Размер компенсации
Полностью возместить стоимость поездки не удастся, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств. В обязательном порядке будет удержан сбор: 203 руб. 50 коп. за услуги по оформлению отказа от поездки для внутренних рейсов, €10 на международных линиях и 6 швейцарских франков для монгольского направления.
На размер компенсации влияет время до отправления поезда. Железнодорожный тариф формируется из нескольких составляющих: стоимость дороги, заложенная непосредственно в билет, обслуживание в вагоне – плацкарта, а также расценки на предоставляемые услуги. Чем раньше будет снята бронь, тем меньшими окажутся издержки.
Узнать, сколько теряется при возврате билетов РЖД в разных ситуациях, можно из следующей таблицы:
Направления движения поездов/Размер компенсации | Полная стоимость: дорога + плацкарта | Дорога+50% плацкарты | Только дорога |
Междугороднее сообщение на территории РФ | За 8 и более часов до отправления | От 2 до 8 часов до отправления | Менее 2 часов |
Страны СНГ, Прибалтика, Абхазия | Ранее чем за сутки | От 6 до 24 часов | Менее 6 часов до отправления поезда, не позднее 1 часа после того, как он покинул станцию пассажира |
Дальнее зарубежье | Не позднее, чем за 6 часов до отправления со станции пассажира | Позднее оформить отказ от поездки не удастся |
Когда вернутся деньги
При оформлении отказа через сайт, возвращённые средства зачисляются на банковскую карту в промежутке от 7 до 30 дней, на электронный кошелёк – от 10 до 60 дней. При подаче претенциозного заявления перевозчику в кассу или почтовым отправлением, оно будет рассматриваться до полугода. Поэтому ждать быстрого возвращения средств не приходится. Если решение перевозчика окажется благоприятным, по истечении указанного срока, деньги зачислятся на банковскую карту, с которой производились операции по оплате несостоявшейся поездки.
[…] Возврат билетов […]
[…] Возврат билетов […]
[…] Возврат билетов […]
[…] Возврат билетов […]
[…] Возврат билетов […]